Ар Деко в интерьере. Мастер - класс Александра Васильева 31.05.2008  

Александр Васильев -известный декоратор, дизайнер интерьеров, историк моды и искусствовед

Выставка декоративных искусств во Франции. Ворота на выставку.

Выставка декоративных искусств 1925 года. Павильоны разных стран.

Орнамент Ар Деко. Все цветы изображены в плоскостном виде. Мотив спирали.

Светильник раннего периода Ар Деко, состоящий из большого количества спиралей.

Индустриальная тема. Мотив телефона закомпанованый в орнамент. Телефонная станция в Детройте, США.

Тема человека. Рабочий обнажен (идея героики).

Знаменитый кинотеатр Китайская пагода в Голливуде

Индустриальная тема.

Кованое металлическое ограждение. Тема изобилия. Мотив корзины с фруктами.

Металлическая ковка в стиле Ар Деко

Корзина с цветами и фруктами. Тема изобилия. 1927 год

Расцвет искусства кабаре

Живопись эпохи Ар Деко. Фигуры очень схематичны, а сцены графичны.

Знаменитый творец в стиле Ар Деко Р.П. Тыртов (Эрте). Декор его особняка виллы в Монте Карло. На фотографии видно оформление графики на стене - Ар Деко рам не любил.

Искусство Эрте. Декорация для кабаре. В данном случае в стиле китайского искусства.

На работах эпохи Ар Деко женщина часто выглядит непристойно.

Ар Деко побудил выработать новый орнамент - буквеный. Вывеска кафе в Брюсселе.

Влияние африканского искусства на живопись, рисунок, скульптуру.

31.05.2008 в рамках лекционной программы Московской биеннале архитектуры состоялся мастер-класс известного дизайнера, искусствоведа и историка моды Александра Васильева. Тема лекции - "Ар Деко в интерьере". Выступление получилось увлекательным (двух часов явно не хватило), насыщенным и новыми фактами , и редкими материалами ( автор предоставил фотографии 20-х, 30-х годов из своей коллекции). А. Васильев, прекрасный рассказчик и человек с тонким чувством юмора сумел наполнить лекцию и ироничными высказываниями, и интересными историями по теме, и настойчивыми призывами изучать материал. Зал был переполнен, что является бесспорным свидетельством интереса к дизайнеру и, конечно, к стилю "Ар Деко".


Обозначив время так называемого "межвоенья" (между 1918 годом окончания Первой мировой войны и 1939 годом начала Второй мировой войны) периодом становления, развития и исчезновения стиля Ар Деко, возникшего сразу во многих странах, дизайнер напомнил,что прелюдией этого стиля стал стиль Ар Нуво (в России - Модерн).

Возникший в начале 1980 г. и, в последствии, на знаменитой Парижской выставке 1900 года, признанный выдающимся и основополагающим стилем тысяча девятисотых годов в архитектуре, декоративно-прикладном искусстве и мебели , Ар Нуво в канун Первой мировой войны произвел некоторую мутацию под влиянием нового стиля, называемого в России Неоклассика или Неоампир. Этот стиль возвращался к эпохе првления Наполеона, и толчком к его возникновению послужило столетие наполеоновских войн (в 1912 году) и, как следствие, усиление интереса к стилю того времени.
Неоклассика привнесла в дизайн прямые, упорядоченные, симметричные линии, отличные от ассиметричных форм Модерна, истоками которых был стиль Японизм (любовь к Японии), пришедший к нам во второй половине ХIХ века.

Александр Васильев: "Первая мировая война была приградой к развитию декоративного искусства и архитектуры , всилу нехватки средств на мирные цели... Поэтому ее окончание стало началом эпохи настоящей эйфории,связаной с расцветом промышленности и строительства.

Этот период был подытожен Международной Выставкой декоративных искусств во Франции (летом 1925 года)...В ту пору Франция держала первенство в мировом дизайне и все еще была столицей люкса, роскоши и красоты." Именно название этой выставки и стало именем периода Ар Деко (от словосочетания "декоративное искусство").

Говоря о павильонах выставки, дизайнер обратил внимание на их стилистику, (многие из них были похожи на ступенчатые пирамиды) и напомнил, о мавзолее В.И.Ленина, построенном в 1924 году, как раз в таком стиле , что говорит об общей тенденции тех лет.

И чем же они прославились? А тем, что каждая страна показала все самое новое , что они сделали - один павильон был посвящен мебели, другой керамике, третий моде и т.д. Люди, пришедшие посмотреть на эти шедевры, поняли, что родился новый стиль. А этот стиль исходит из правильных геометрических форм, симметрии, и, его композиции весьма футуристичны.

Самая главная база, из которой исходил стиль Ар Деко,был орнамент. И орнамент новых форм - кубистичен (нереалистичное и весьма отдаленное от реальности изображение растительных форм). Любимые цветы - маргаритки, подсолнухи, т.к. они всегда симметричны, в отличии от стиля Ар Нуво, где цветы только ассиметричной формы (ирисы,анютины глазки).

Также Ар Деко характеризует совершенное равнодушие и даже презрение к растительным цветам ,опять же, в отличие от стиля Ар Нуво. Главными цветовыми сочетаниями стали - черное и белое, золото и серебро и другие вспомогательные цвета, которые пошли от них.

Дизайнер обозначил несколько основополагающих мотивов стиля Ар Деко. Один из которых - мотив спирали (завиток похожий на росток папоротника).Ближе к 30-ым годам спираль полностью была лишена вигетативности и стала совершенно конструктивисткой. Тема спирали стала главной в орнаменте витражей , металлических ковок и мозаик.

По словам Александра Васильева, Ар Деко был стилем бесконечно тяготеющим ко всему современному и передовому, поэтому очень популярны мотивы, связанные с прогрессом. Темы аэропланов, пароходов, автомобилей, паровозов, даже телефонов встречаются в орнаментах Ар Деко. Во многом благодаря этой индустриально-технической теме возрастает интерес к металлу, как декоративному материалу.

Искусство Ар Деко компоновало с любовью египетские мотивы и мотивы древних Ацтеков. Кроме этого, в 20-е годы необыкновенно возрос интерес к Китаю, т.к. Шанхай того времени был "городом порока", а порок ,как известно, притягивает. Китайские мотивы просматривались и в архитектуре, и в мебели, и в узорах тканей.

Дизайнер обозначил и еще одну важнейшую тему Ар Деко - это тема изобилия. Переполненные карзины с фруктами, цветами, овощами в свое время дошли и до России в слегка искаженном виде, в период Сталинского Ампира (а этот стиль, пословам А. Васильева,является самой поздней формой мирового Ар Деко).

Следующая тема - тема человека, победителя и строителя нового общества.Это связано с тем, что после Первой Мировой войны, многие страны хотели показать , что теперь они живут ради счастья рабочего народа.

20-е годы - это необычайный расцвет индустрии кабаре. Это эфимерное искусство сцены дало развиться многим художникам, создававшим декор в новом, оригинальном стиле.

Александ Васильев: "Ар Деко прекрасен, но всегда немного китч."

Говоря о художниках эпохи Ар Деко, дизайнер обратил внимание на то, что советские живописцы, в отличае от русских художников- эмигрантов, почти не приняли никакого участия в развитии этого стиля. Он вспомнил имена таких выходцев из России, как Николай Колмаков, Зинаида Серебрякова, Павел Телищев, знаменитого творца в стиле Ар Деко - Романа Петровича Тыртова, и посетовав на недостаточное освещение вопроса участия русских художников в развитии стиля Ар Деко, призвал слушателей написать об этом книгу.

Был также затронут очень важный вопрос периода Ар Деко, а именно - женской эмансипации. В 20-е годы женщины, потерявшие кормильцев, вынуждены работать, а следовательно, в конце концов,переодеться в мужскую одежду, укоротить волосы и юбки, танцевать и оголиться, поэтому на работах в стиле Ар Деко часто женщина выглядит непристойно.

В стиле Ар Деко зеркала начинают играть огромную роль, т.к. в отличае от других стилей, направленных на большие пространства особняков, Ар Деко сосредоточился на многоквартирных домах, маленьких пространствах, которые требовали обилие зеркальных поверхностей для зрительного увеличения площадей.

Дизайнер поделился еще одним интересным фактом. Оказывается, большим толчком в развитии Ар Деко стало африканское искусство. Т.к. Россия не имела колоний в Африке, все это искусство прошло мимо нашей эстетики. А вот и Франция,и Италия, и Германия, и Англия обладали такими колониями. Искусство туземцев, привезенное в огромным количестве, оказало влияние на живопись, рисунок, скульптуру своими сочетаниями черного и белого, новыми неизвестными формами и т.д.

Продолжение>>
На главную


Хостинг от uCoz
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100